Во исполнение Типовых правил проведения внутреннего анализа коррупционных рисков, утвержденных приказом Председателя Агентства по противодействию коррупции (Антикоррупционной службы) №21, от 16 января 2023 года (далее – Правила) и Методических рекомендаций по проведению внутреннего анализа коррупционных рисков, утвержденных приказом Председателя Агентства по противодействию коррупции (Антикоррупционной службы) №488, от 30 декабря 2022 года (далее – Методика), был проведен внутренний анализ коррупционных рисков (далее – ВАКР) в деятельности ГКП на ПХВ «Патологоанатомическое бюро» акимата города Астана (далее – Предприятие).
ВАКР проводился согласно Плану мероприятий Предприятия по профилактике и противодействию коррупции на 2024 год и приказу директора Предприятия №46, от 27.05.2024 года «О проведении внутреннего анализа коррупционных рисков» в срок с 03 по 30 июня 2024 года, за период деятельности Предприятия с 01.06.2023 года по 31.05.2024 года, комиссией по противодействию коррупции, созданной приказом директора Предприятия №43, от 12.05.2023 года «О противодействии коррупции»: Асановой Г.Н., Горшковой Е.С., Коос О.В., Шаймерденовой А.Т., при участии юрисконсульта, ответственного за комплаенс-службу, Тян-Ю-Чан Л.В., по следующим направлениям:
1) выявление коррупционных рисков в нормативных правовых актах, затрагивающих деятельность Предприятия;
2) выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности Предприятия.
1. Управление персоналом, в том числе, определение должностей, подверженных коррупционным рискам
Согласно организационной структуре Предприятия, утвержденной протоколом Наблюдательного совета Предприятия, №2, от 29.06.2023 года, и утверждаемым ежегодно директором Предприятия штатным расписаниям управление персоналом осуществляется старшим менеджером по управлению человеческим ресурсами, который находится в непосредственном подчинении директора Предприятия.
Трудовые отношения оформляются согласно Трудовому кодексу Республики Казахстан приказами директора Предприятия на основании заключенных трудовых договоров. При приеме на работу предоставляются справки об отсутствии судимости, сведений о коррупционных правонарушениях, декларации об активах и доходах. Прием осуществляется по профессиональным качествам при наличии требуемых документов. Каких-либо избирательных условий труда и продвижения по службе не установлено.
За период с 01.06.2023 года по 31.05.2024 года было принято на работу 7 человек, в том числе в 2023 году - 5, за анализируемый период 2024 года – 2; расторгнуты трудовые договоры с 3 работниками, из которых в 2023 году – 1, за анализируемый период 2024 года – 2.
Все медицинские работники своевременно обучаются на курсах переподготовки и повышения квалификации для получения сертификата специалиста. Поддельных сертификатов не выявлено.
За анализируемый период к административной ответственности сотрудники Предприятия не привлекались.
Фактов увольнения по отрицательным мотивам за совершение коррупционных правонарушений и дисциплинарных проступков не установлено.
За анализируемый период к дисциплинарной ответственности было привлечено 17 работников, в том числе за 2023 год – 8, за анализируемый период 2024 года – 4.
В ходе анализа были изучены положение об отделах и должностные инструкции работников Предприятия. По результатам анализа дискреционных полномочий и положений, способствующих совершению коррупционных правонарушений, не выявлено.
Штатная численность работников Предприятия – 136,25 единиц, фактическая численность работников на 01.06.2024 года – 53 человека, в том числе 6 -совместителя.
Для сохранения кадрового потенциала Предприятия, предотвращения текучести кадров, повышения их заинтересованности в результатах труда, в увеличении эффективности труда и качестве оказываемых услуг, работникам Предприятия устанавливаются доплаты, определенные законодательством республики, разрешается работа по совместительству. Врачи, средний и младший медицинский персонал, а также работники административно-хозяйственного отдела получают доплаты за совмещение вакантных должностей.
Коррупционных рисков по данному разделу при ВАКР не выявлено.
2. Урегулирование конфликта интересов
В ходе ВАКР ситуаций конфликта интересов и ситуаций, которые могли или могут привести к конфликту интересов, среди должностных лиц и работников Предприятия не установлено.
Все работники Предприятия ознакомлены с утвержденными Правилами урегулирования конфликта интересов должностных лиц и работников Предприятия с подписанием подтверждения об их добросовестном исполнении, а работающие в других организациях – заявления о совмещении работы (должностей).
Коррупционных рисков по данному разделу при ВАКР не выявлено.
3. Оказание государственных услуг
Предприятие, согласно Уставу, не наделено функциями на оказание государственных услуг.
4. Реализация разрешительных функций
Предприятие, согласно Уставу, не осуществляет разрешительных функций.
5. Реализация контрольно-ревизионных функций
Предприятие, согласно Уставу, не осуществляет контрольно-ревизионных функций.
6. Освоение и распределение бюджетных и финансовых средств
По результатам деятельности Предприятия за период с 01 января 2023 года и по 31 декабря 2023 года был проведен финансовый аудит Предприятия независимыми аудиторами 21.03.2024 года финансовой отчетности, по результатам которой не было выявлено нарушений ни финансового, ни антикоррупционного законодательства республики.
Финансовый отчет за 2023 год, составленный независимыми аудиторами, будет согласован протоколом Наблюдательного совета в августе 2024 года в связи нахождением членов Наблюдательного совета в отпусках из-за недостаточности кворума после чего будет утвержден приказом директора Предприятия.
Предприятием своевременно, 10 апреля 2024 года, перечислена в бюджет часть чистого дохода Предприятия за 2023 год, согласно нормативу отчисления части чистого дохода, установленного акиматом города Астана.
С учетом заключения по проведенному аудиту за 2023 год, ВАКР по указанному разделу проводился за пять месяцев 2024 года (04.01. по 31.05.2024 года).
Предприятием своевременно в соответствии с приказом Министра национальной экономики РК №14, от 14.04.2019 года, был разработан и утвержден План развития Предприятия на 2024 год, который размещен на информационных ресурсах Министерства финансов РК.
Во исполнение Плана развития в соответствии с законом РК «О государственных закупках» и приказом Министра здравоохранения РК №110, от 04 июня 2023 года, на Предприятии был утвержден План государственных закупок товаров, работ, услуг (ТРУ) и закупа медицинских изделий (МИ), согласно которому осуществляются закупки ТРУ и закуп МИ в пределах утвержденных средств.
Годовой план государственных закупок товаров, работ и услуг утверждается и уточняется в порядке и форме, определяемые правилами осуществления государственных закупок, изменения вносятся в установленные законодательством сроки.
Освоение и распределение бюджетных (средства Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) и других финансовых средств (платные услуги, соисполнение по ГОБМП) осуществляется на:
1) оплату труда работников Предприятия в соответствии с законодательством республики;
2) налоги и другие обязательные платежи в бюджет в соответствии с законодательством республики;
3) приобретение МИ и расходных материалов для функционирования Предприятия;
4) повышение квалификации и переподготовку кадров;
5) оплату коммунальных услуг (отопление, электроэнергия, водоснабжение);
6) прочие расходы (связь, в том числе интернет, оплата арендуемого помещения, приобретение канцелярских и хозяйственных товаров, ГСМ, прочих товаров и услуг, включая обслуживание используемых информационных систем, сервисное обслуживание медицинской техники, оплата банковских услуг и т.п.);
7) обновление основных средств.
Коррупционных рисков по данному разделу при ВАКР не выявлено.
7. Заключение договоров с физическими и юридическими лицами
Деятельность Предприятия осуществляется на основании заключаемых договоров в соответствии с Планом развития Предприятия на соответствующий финансовый год. За 2023 год и пять месяцев 2024 года Предприятием, как Заказчиком, было проведено государственных закупок – 99, согласно ниже приведенной таблице, с заключением договоров с поставщиками по способам закупки, в том числе: в 2023 году:
Способ закупа |
Количество заключенных договоров |
Запрос ценовых предложений |
32 |
Из одного источника по несостоявшимся закупкам |
11 |
Из одного источника путем прямого заключения договора (пп.1 п.3 ст.39 приобретения услуг, относящихся к сферам естественных монополий) |
2 |
из которых за пять месяцев 2024 года:
Способ закупа |
Количество заключенных договоров |
Запрос ценовых предложений |
37 |
Из одного источника по несостоявшимся закупкам |
17 |
Из одного источника путем прямого заключения договора (пп.1 п.3 ст.39 приобретения услуг, относящихся к сферам естественных монополий) |
0 |
Все договоры закупок по Плану развития Предприятия заключены через портал электронных государственных закупок своевременно.
По закупу медицинских изделий на основании приказа Министра здравоохранения РК №110, от 04 июня 2023 года, в связи с отсутствием на момент их заключения электронного портала, на бумажном носителе, заключено:
в 2023 году:
- 2 (два) договора, из которых 1 (один) – запросом ценовых предложений, 1 (один) - по приказу Государственного учреждения «Управление общественного здравоохранения города Астаны» от 07.03.2023 года №104-Ө «Об утверждении нормативов расходов этилового спирта, для оказания медицинских услуг на 2023 год»;
в 2024 году:
-4 (четыре) договора запросом ценовых предложений.
Не допускается приобретение (ТРУ) и закупа медицинских изделий (МИ), не предусмотренных утвержденным годовым планом государственных закупок и закупа МИ.
В целях увеличения открытости и прозрачности процесса проведения государственных закупок посредством Конкурса с предварительным квалификационным отбором используется предварительное обсуждение технической спецификации, которая позволяет потенциальным поставщикам заранее ознакомиться с требованиями технической спецификации и в случае наличия замечаний по ним обратиться к Заказчику об их устранении.
В ходе камерального контроля по процедуре проведения государственных закупок замечаний не поступало. Судебные органы решений в отношении Предприятия о признании его недобросовестным участником государственных не принимали.
При обращении (оферте) частных медицинский организаций, договоры с ними заключаются на бумажном носителе.
За 2023 год Предприятием, как Поставщиком, было заключено договоров 85, в том числе:
- через портал государственных закупок – 22;
- с частыми организациями – 40;
- как соисполнители по субподряду – 21;
- с НАО «Фонд обязательного медицинского страхования» через веб-портал государственных закупок fms ecc -2 (по гарантированному объему бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) и по обязательному социальному медицинскому страхованию (ОСМС).
За пять месяцев 2024 года Предприятием, как Поставщиком, было проведено заключено договоров 82, в том числе:
- через портал государственных закупок – 17;
- с частыми организациями – 40;
- как соисполнители по субподряду – 23;
- с НАО «Фонд обязательного медицинского страхования» через веб-портал государственных закупок fms ecc -2 (по гарантированному объему бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) и по обязательному социальному медицинскому страхованию (ОСМС).
Нарушений по договорным обязательствам не установлено.
Утвержденный прейскурант цен на платные услуги размещается на сайте Предприятия, в электронном виде на экране монитора в регистратуре и доводится до Заказчиков услуг при заключении договоров на бумажном носителе.
Коррупционных рисков по данному разделу при ВАКР не выявлено.
8. Разработка и эксплуатация информационных систем
Предприятием не ведется разработка информационных систем, эксплуатируются ведомственные информационные системы МЗ РК ("Дамумед", ЕИСЗ), МФ РК ("Портал ГЗ", "Кабинет налогоплательщика"), МТСЗН РК ("ENBEK.KZ"), 1С-Бухгалтерия и другие, установленные ведомственными нормативными правовыми актами регулирующих органов и действующими стандартами.
Коррупционных рисков по данному разделу при ВАКР не выявлено.
9. Иные вопросы, вытекающие из организационно-управленческой деятельности
Выявление коррупционных рисков в нормативных правовых актах, затрагивающих деятельность Предприятия:
Предприятие в своей работе руководствуется Кодексами Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения», Бюджетным, Трудовым, Налоговым, Административным процедурно-процессуальным, законами республики «О государственных закупках», «О противодействии коррупции», постановлениями Правительства Республики Казахстан (далее – РК), приказами Министра здравоохранения РК и другими нормативными правовыми актами других государственных органов республики, необходимых в его работе.
Внутренние документы Предприятия не противоречат законодательству республики и направлены на урегулирование трудовых отношений работников при исполнении обязанностей. Ущемляющих права работников Предприятия документов не выявлено.
Выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности Предприятия:
Предприятие осуществляет свою деятельность на основании Государственной лицензии на занятие медицинской деятельностью, в пределах утвержденного Устава и в соответствии со стандартом организации патологоанатомической диагностики в Республике Казахстан, утвержденным приказом Министра здравоохранения РК №ҚР ДСМ-259/220, от 14.12.2020 года.
В ведении Предприятия находится лишь то имущество, которое необходимо ему для осуществления деятельности, предусмотренной Уставом, и административно-хозяйственной деятельности.
Предприятие имеет, согласно утвержденному нормативу: 1 (один) служебный автомобиль, который обслуживает 1 (один) водитель, и 2 (два) специальных автомобиля, которые посменно обслуживают круглосуточно 4 (четыре) водителя.
На Предприятии в соответствии с Законом Республики Казахстан «О противодействии коррупции» регулярно, один раз в квартал. проводится разъяснительная работа, направленная на профилактику коррупционной деятельности среди работников, а также повышение эффективности применения антикоррупционного законодательства в деятельности Предприятия.
В мае 2023 года Предприятием была разработана и утверждена антикоррупционная документация, действующая в 2024 году, с которой были ознакомлены все работники Предприятия с подписанием необходимых документов по ней, которые подшиты в личные дела сотрудников Предприятия. Сама документация размещена на официальном сайте Предприятия.
В первом квартале 2024 года все работники Предприятия предоставили уведомления о сдаче деклараций о доходах за 2023 год на себя и супругов (при наличии), которые подшиты в личные дела сотрудников Предприятия.
Обращений от физических и юридических лиц по факту проявления коррупции в деятельности Предприятия, его сотрудников не поступало.
За 2023 год и анализируемый период 2024 года по деятельности Предприятия и его сотрудников в средствах массовой информации публикаций не было.
На сайте размещена информация о Предприятия, указан телефон доверия, по которому граждане могут сообщить о фактах злоупотребления должностными полномочиями сотрудниками Предприятия, график приема граждан директором.
Объявления о внутреннем анализе коррупционных рисков и о начале публичного обсуждения результатов внутреннего анализа коррупционных рисков Предприятия размещены на сайте Предприятия.
В 2023 году и анализируемый период 2024 года актов прокурорского надзора не поступало.
Судебных разбирательств в 2023 году и анализируемый период 2024 года не было.
Коррупционных рисков по данному разделу при ВАКР не выявлено.
10.Результаты антикоррупционного мониторинга.
Согласно антикоррупционному мониторингу, работники Предприятия не привлекались ни к уголовной, ни к административной ответственности за коррупционные правонарушения.
Использование бюджетных средств в рамках ГОБМП и ФОМС соблюдается строго в соответствии с финансированием, постоянно осуществляется контроль эффективности использования поступивших средств, так же ведется контроль на соответствие требованиям действующего законодательства и других правовых актов РК по вопросам планирования бюджетных средств, сохранности и списания основных средств, товарно-материальных ценностей, государственных закупок, состоянии бухгалтерского учета и отчетности, соблюдения установленных нормативов занимаемых площадей, штатной численности.
Проведенный анализ коррупционных рисков Предприятия показал, что коррупционных правонарушений в деятельности Предприятия не выявлено.
Рекомендации
- Для недопущения коррупционных рисков на постоянной основе вести работу по пропаганде профилактики коррупционных правонарушений на Предприятии.
- На основании анализа необходимо проводить мониторинг планирования средств для формирования Плана развития и проведения государственных закупок.
- Организовать публичное обсуждения результатов внутреннего анализа коррупционных рисков Предприятия.
- Разместить на интернет - ресурсе Предприятия протокол публичного обсуждения результатов внутреннего анализа коррупционных рисков Предприятия.
- Не разрабатывать план мероприятий по устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, выявленных по результатам внутреннего анализа коррупционных рисков Предприятия, в связи с отсутствием коррупционных нарушений в деятельности Предприятия.
- Разработать реестр должностей, подверженных коррупционным рискам.
Члены комиссии по противодействию коррупции
Асанова Г.Н.
Горшкова Е.С.
Коос О.В.
Шаймерденова А.Т.
Тян-Ю-Чан Л.В.